Теоретическое и вокальное отделение
На теоретическом и вокальном отделении работают шесть преподавателей:
Иванищева Дарья Константиновна – заведующая теоретическим и вокальным отделением, преподаватель сольфеджио, музыкальной литературы и слушания музыки |
Рычкова Ольга Николаевна – преподаватель сольфеджио, музыкальной литературы и слушания музыки |
Копылова Наталья Викторовна – преподаватель сольфеджио, слушания музыки и хоровых дисциплин |
Зуева Анастасия Викторовна – преподаватель сольфеджио, слушания музыки и по классу академического вокала |
Хомутова Елена Генадьевна – преподаватель по классу академического вокала |
Шушпанникова Оксана Игоревна - преподаватель по классу эстрадного вокала (совместитель внешний) |
Теоретическое отделение.
«И все в жизни – музыка…», - В.А. Гаврилин
Эти слова очень четко передают смысл музыки в жизни каждого человека. Для того чтобы наиболее глубоко и полно познать этот вид искусства, существует Теоретическое отделение в Детской музыкальной школе №11.
Кредо теоретического отделения: индивидуальное отношение к каждому обучающемуся, увлечённость творчеством, любовь к музыке.
Цели: выявление и развитие музыкально-творческих способностей каждого обучающегося, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, воспитание культуры слушания и восприятия музыки как вида искусства.
Именно теоретические предметы помогают ребенку войти в необыкновенный мир музыки. Учат понимать, ценить и любить прекрасное в окружающем нас мире.
Предметы теоретического отделения:
Сольфеджио – это учебная дисциплина, предназначенная для развития музыкального слуха и памяти. Существуют разнообразные формы работы на уроке сольфеджио:
- Анализ на слух
- Написание музыкальных диктантов
- Творческие задания
- Метроритмическая работа
- Сольфеджирование
Для любого музыканта очень важно активное восприятие звуков, которое можно развить, благодаря урокам сольфеджио. Именно поэтому важность этого предмета для музыкантов нельзя недооценивать.
Слушание музыки – это первая ступенька для начинающих, которые только-только входят в мир музыки. Именно на этом предмете дети начинают узнавать её более детально, слушают и развивают музыкальное мышление. Слушание музыки формирует интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, развивается музыкальное восприятие – мышление. Урок слушания музыки является подготовительным этапом к предмету «Музыкальной литературы».
Музыкальная литература – это один из самых интересных предметов в музыкальной школе. По своему содержанию этот курс чем-то напоминает курс литературы, который изучается в обычной общеобразовательной школе: только вместо писателей – композиторы, вместо стихотворений и прозы – лучшие музыкальные произведения классики и современности. Знания, которые даются на уроках музыкальной литературы, развивают эрудицию и необычайно расширяют кругозор юных музыкантов в направлениях собственно музыки, отечественной и зарубежной истории, художественной литературы, театра и живописи. Эти же знания оказывают также непосредственное влияние на практические занятия музыкой (игру на инструменте). Существуют разнообразные формы на уроках музыкальной литературы:
- Творческая работа;
- Музыкальная викторина
- Разнообразные игры;
- Кроссворды;
- Сочинения;
- Рефераты;
- Доклады;
- Пересказы
Каждый из предметов развивает в учениках различные способности. Вся учебная деятельность детей на теоретических дисциплинах направлена на интеллектуальное развитие, на формирование творческого мышления. В дальнейшем приобретённые знания и навыки дети смогут перенести на работу в любой сфере деятельности. В этом проявляется степень развития творческого потенциала ребёнка, его способности к активной, самостоятельной творческой деятельности.
Изучение музыкально-теоретических дисциплин является неотъемлемой частью полноценного образования музыканта.
Преподаватели-теоретики - люди творческие, находятся в постоянном поиске, реализуя себя не только в учебном процессе, но и в концертно-просветительской деятельности.
Лекции-концерты дают возможность детям познакомиться с лучшими образцами мировой музыкальной литературы, с творчеством композиторов разных эпох и стран, с музыкальными инструментами.
Преподаватели отделения регулярно обмениваются опытом, посещают семинары, мастер-классы, курсы повышения квалификации. Интенсивно ведётся методическая работа – написание методических сообщений, рекомендаций, рефератов, проводятся интересные открытые уроки. Педагоги имеют большой опыт работы с детьми, грамотно и профессионально подходят к музыкальному воспитанию молодого поколения. Им удаётся организовать учебный процесс таким образом, чтобы каждый ребёнок развивался в ситуации успеха, чтобы творческие возможности обучающегося реализовывались в полной мере и переросли в творческие достижения личности.
Чтобы сделать уроки интересными, увлекательными и современными, преподаватели отделения изучают современные педагогические технологии, участвуют в процессе развития современного образования, стремятся строить обучение на основе креативных методов и современных подходов. Применяют в своей работе мультимедийные технологии.
Вокальное отделение.
«Мелодия – это душа музыки» - П.И. Чайковский
Голос – это восьмое чудо света. Многие дети с малых лет очень любят петь, это их любимое занятие. Поэтому, родители, видя талант своего ребенка, приводят их в музыкальную школу, чтобы научили правильно исполнять какие-либо музыкальные произведения. Обучение пению очень благотворно влияет на ребёнка. При этом занятия вокалом очень органичны для детей, т.к. во-первых, ребенку понятно, как можно через пение (слово) передать ту или иную эмоцию, во-вторых, правильное пение очень полезно для общего развития и здоровья.
Пение – основа всех основ. Очень много лет назад не существовало нот, а музыка передавалась из уст в уста. И только в XI веке итальянский теоретик и педагог Гвидд’Ареццо придумал ноты, чтобы удобнее было петь.
Вокальные направления разнообразны. Они охватывали все жизненные течения на протяжении существования мира. Какие-то из жанров образовались раньше, какие-то позже. Их появление было связанно с историческими потребностями той или иной эпохи. Так, многие направления потерялись во времени, многие дошли до наших дней, а некоторые создавались и создаются уже при нас. Итак, основные песенные жанры разделяются на:
1) Академический вокал – это вид искусства, применяемый в старой классической школе. Исполнители, владеющие, академическим вокалом работают в оперной сфере, концертных классических залах, академических хорах и др. Пение в классической манере не признает наличие микрофонов на сцене. Эти ограничения не дают исполнителю петь другие вокальные жанры, тат как со временем у оперного певца формируются определенные вокальные навыки и специфическая позиция. Из-за этого оперный голос - сильный, мощный и обладает большим объемом.
2) Эстрадный вокал - очень модное направление среди молодежи и не только. В "эстрадной манере" сочетается большое количество разных песенных жанров. Эстрадный вокал означает - легкую и доступную музыку для людей. Этот жанр может проявлять в себе и отголоски народного пения, и джазовые обработки. Основное отличие эстрадного звучания от академического - это более открытый, естественный звук. Если у человека хорошие голосовые данные от природы, то он может петь эстраду даже без начальных этапов обучения, что невозможно в академическом вокале. Но если эстрадным пением заниматься профессионально, то, как и в классическом, необходимо знать основы певческих навыков, правильной позиции и опоры для того, чтобы пение было чистым, красивым и не вредило человеку.
Пение – это универсальный вид искусства, которым можно заниматься в любом возрасте. Но, все же есть определенные рекомендации. Лучше всего начинать обучение в дошкольном возрасте. Для детей 5-6 лет проводятся специальные групповые занятия, которые напоминают хоровые упражнения. Со временем, становится понятно у кого какие данные.
В музыкальную школу поступают в 6-9 лет. В школе проводятся занятия не только индивидуальные, но и групповые – хор.
Хоровой класс в музыкальной школе играет важную роль. Чем раньше ребенок начал заниматься хором, тем лучше. Занимаясь в хоровой группе, дети чувствуют себя гораздо свободнее. То, что они не могут порой сделать в одиночку, вместе со своими сверстниками они выполняют с удовольствием. Даже, дети, которые приходят в музыкальную школу не со сто процентом музыкальным слухом, если они, будут посещать систематически, музыкальные занятия начнут слышать. Хоровое пение одно из самых замечательных изобретений человека. Хор – один из самых важных предметов в музыкальной школе. Петь в хоре необходимо всем. Потому что, это помогает и в игре музыкальных инструментах.
Если ваша цель – стать профессионалом в вокальной сфере искусства, то вам необходима помощь профессионалов. Без помощи специалистов не обойтись, каким бы видом вокала вы не хотели заниматься. В каждом виде пения есть свои особенности и свои приемы, которые знают только профессионалы, и которыми они делятся со своими учениками.
Своё предназначение преподаватели видят в том, чтобы пробудить интерес ребёнка к музыке, воспитать его глубоко чувствующим и эмоционально отзывчивым человеком.